Великий Устюг: что посмотреть и как сходить в гости к Деду Морозу? В сказочном городе устюге Фабрика «Великоустюгские узоры»

В экспозиции представлены произведения устюжского иконописания, лицевого шитья, редкие книги. Памятник древнерусского зодчества церкви Вознесения. В храме сохранилось 7 иконостасов 18 века.

Краеведческий музей Великого Устюга

После осмотра архитектурных памятников Великого Устюга непременно стоит посетить местный музей–заповедник. В обширной экспозиции великоустюжского краеведческого музея представлены многочисленные экспозиции и временные тематические выставки. Помимо осмотра экспонатов здесь можно принять участие в различных мастер-классах, которые проводятся специалистами музея как для самых маленьких посетителей, так и для взрослых.

Музей, посвященный истории Великого Устюга, был открыт в 1910 году, когда появилось церковное древлехранилище при Михайло-Архангельском монастыре. Это был первый городской музей, просуществовавший до революции. Затем в 1918 году, когда в Великом Устюге, как и во всей стране, активно действовали многочисленные атеистические общества, было решено спасти ценнейшую коллекцию предметов, документов и книг из церковного древлехранилища. Так появился Музей северодвинской культуры, ставший предшественником современного музея.

В 1988 году краеведческий музей Великого Устюга получил статус музея–заповедника. В настоящее время его собрание насчитывает более 90 тысяч предметов, многие из которых являются уникальными. Большую историческую ценность и интерес представляют коллекции икон, монументальной живописи, книг, местных ремесел, нумизматики. Экспозиции музея регулярно обновляются, открываются новые выставки.

А какие достопримечательности Великого Устюга вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Зоопарк Деда Мороза

В начале 2009 года было принято решение о строительстве зоопарка в Великом Устюге. Это был совместный проект Московской области и Вологодской, так что зоосад деда Мороза является филиалом Московского зоопарка. Зоопарк строили по европейским канонам.

В резиденции Деда Мороза каждый может найти для себя развлечение по вкусу - совершить погружение в Сказку или прогуляться по живописному лесу. Но еще одно увлекательное занятие здесь - это посещение Зимнего сада, расположенного неподалеку от дома Дедушки Мороза.

Даже в морозные дни, когда за окном минус тридцать, в Зимнем саду буйным цветом расцветают великолепные экзотические растения. Здесь есть и цветы, и кустарники и тропические растения, раскинувшиеся на многочисленных клумбах и в оранжереях.

Помощники Деда Мороза и сотрудники Зимнего сада с любовью ухаживают за своими хрупкими заморскими питомцами. Зайдя в Зимний сад, возникает ощущение, что вы внезапно перенеслись в лето, где звонко щебечут попугаи и журчат фонтанчики.

Музей истории Великого Устюга

Музей истории Великого Устюга был создан в 1910 году, когда в Михайло-Архангельском монастыре было открыто церковное древлехранилище. Постепенно этот первый музей вырос в обширное собрание предметов, рассказывающих об истории Великого Устюга - крупнейшего торгово-ремесленного центра Русского Севера.

Экспозиция располагается в главном здании музея, расположенном на городской набережной - в прошлом этот дом принадлежал купцу Г.В. Усову. Представленные экспонаты охватывают период с XII по ХХ век. Здесь можно увидеть не только обнаруженные археологами артефакты, но и предметы вооружения XII–XVI веков, а также оригинальные фотореконструкции. Все эти материалы являют собой великолепное наглядное пособие по истории, быту и религиозным традициям финно-угорского и славянского населения этих мест.

В ходе осмотра экспозиции посетители узнают об огромном значении Устюга и его жителей в освоении северо-восточных земель, а также в создании единого Русского государства.

Церковь Вознесения

Среди многочисленных памятников архитектуры Великого Устюга совершенно особое место занимает церковь Вознесения с ее великолепным декоративным убранством. Храм Вознесения был построен в 1648 году по инициативе одного из богатейших устюжских купцов - Никифора Ревякина.

С тех пор церковь претерпела некоторые изменения, но сохранила свою сложную структуру и выразительность, являясь самой древней из сохранившихся в городе.

В XVII столетии храм был одиннадцатиглавым, но впоследствии несколько раз перестраивался и сейчас имеет пять глав. Наибольшую ценность представляет собой богатый декор, здесь можно проследить множество архитектурных элементов и приемов: и "ползучие" арки, и двойные барабаны с гранеными главками, и асимметрия объемов, и профилированные фронтоны, и кокошники на окнах. Фасады украшены кирпичом и резным белым камнем, а также цветными изразцами.

Все это делает церковь Вознесения подлинной архитектурной жемчужиной в ожерелье храмов Великого Устюга.

Сретенско-Преображенская церковь

Сретенско-Преображенская церковь входит в комплекс построек Спасо – Преображенского монастыря. Впервые этот храм упоминается в исторических источниках, датированных 1630 годом. В 1679 году деревянная церковь была уничтожена пожаром, как и соседняя Преображенская церковь. Каменный храм был возведен лишь спустя несколько десятилетий.

Церковь Сретения достойна быть признанной одним из лучших образцов местного культового зодчества второй половины XVIII века. Отличительной чертой постройки является то, что в ее верхних ярусах предусматривался ярус колокольного звона - такие церкви назывались "под колоколы". Внутреннее пространство Сретенской церкви украшает небольшой двухъярусный иконостас конца XVIII - начала XIX века, богато украшенный многочисленными декоративными элементами.

Вплоть до 1764 года Сретенская церковь использовалась в качестве теплого храма располагавшегося здесь Спасо-Преображенского женского монастыря. После того, как монастырь был упразднен, церковь была обращена в приходскую.

Церковь Жен Мироносиц

Церковь Жен Мироносиц является одним из наиболее привлекательных архитектурных памятников Великого Устюга. Посетив ее, путешественники долго хранят в памяти сложившийся образ этой церкви с небольшими куполами и изящными белоснежными стенами. Она имеет действительно неповторимый вид, будучи храмом, на первый взгляд, неброским, но вполне изысканным.

Церковь была основана в XVI веке, когда был построен первоначальный деревянный храм. Что касается современного облика, то церковь обрела его в первой четверти XVIII века, когда была возведена каменная церковь. Средства на строительство храма выделил устюжский купец Худяков Петр Родионович, вписавший себя таким образом в историю города.

Архитектура здания церкви довольно своеобразна. Нижний этаж не имеет декора, что обусловлено старинными традициями, ведь подклет служил исключительно хозяйственным нуждам. А верхний этаж оформлен в стиле нарышкинского барокко, который является редкостью для архитектуры Великого Устюга.

Кроме того, в результате исследований было установлено, что храм Жен Мироносиц был одним из богатейших. В одном из исторических документов был обнаружен перечень богослужебной утвари - множества предметов из золота и серебра, а также святых мощей - например, крест с частицами мощей двенадцати святых. Последнее обстоятельство играло важную роль, ведь наличие мощей святых имело особое значение в вопросах, касающихся статуса той или иной церкви.

Самые популярные достопримечательности в Великом Устюге с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Великого Устюга на нашем сайте.

Еще достопримечательности Великого Устюга

Великий Устюг.
Архитектурные и художественные памятники Великого Устюга.

Великий Устюг находится слишком далеко как от Москвы (около 900 км), так и от Петербурга (1100 км). Удалённость города от “центров цивилизации” усугубляется . Последние 70 км пути до Устюга могут служить прекрасным полигоном для испытания машины на прочность, а водителя на психическую уравновешенность. Новомодное желание “увидеть Древнюю Русь” можно осуществить гораздо проще и дешевле. От Москвы до Суздаля – чуть больше 200 км, а от Питера до и того меньше.
Остаётся ещё “дедморозовщина”, существующая в форме новогодних организованных экскурсий, когда Великий Устюг битком набит детишками, желающими приобщиться к “сказке”.
Однако, не считая новогодних каникул, Великий Устюг и вправду похож на сказочный город. Только ехать туда надо не зимой, а, например, поздней весной, в начале мая, когда снег уже почти растаял, Сухона и Юг полноводны и величавы, а северное солнце заходит в 11, чтобы вновь подняться над горизонтом около 3 часов утра.

Великий Устюг, впервые упомянутый в середине XII века, ровесник Вологды и Москвы, подобно другим древнерусским городам, пережил многочисленные пожары, поветрия и вражеские нашествия. Единственно, чем его история выгодно отличается от , и , так это фактическим отсутствием монголо-татарского ига (ой, извините товарищ Мединский, “отношений финансовой зависимости между Русью и Ордой”). Великий Устюг тяготел к , а та, в свою очередь, подчинялась Москве, что не сильно нравилось новгородцам, претендовавшим на Двинский край. В конце XIV века тамошние ушкуйники в очередной раз разорили город, забрав с собой богатую добычу, в том числе и особо чтимую устюжанами икону Богородицы, связав её верёвками, подобно полонянке. За это нечестивцев поразила Божья кара – неподалёку от все они заболели ужасной болезнью. Новгородский архиепископ Иоанн спас своих земляков, отслужив молебен и обещав возвратить всё похищенное в Устюг.
Город пострадал и во время усобицы XV века между Василием Тёмным и сыновьями Юрия Звенигородского Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В 1436 году Василий Косой, нарушив крестное целование, обманом захватил город и приказал своим воинам перебить местных жителей. Спустя 14 лет брат Василия Косого Дмитрий Шемяка, бежав из Москвы, пришел в Двинский край. После переговоров устюжане присягнули ему на верность, тех же, кто открыто выражал свою приверженность Василию Тёмному, потопили в Сухоне с “каменьем великим на шее”.
Великий Устюг оказался важнейшим центром на пути в зырянские и пермские земли и далее, “за Камень”, в Сибирь. Знаменитый русский мореход Семён Дежнёв был родом из Устюга.

Памятник Семёну Дежнёву в Великом Устюге. 70-е годы ХХ века.

XVII и, отчасти, XVIII столетия стали временем расцвета Великого Устюга. Богатые купцы и промышленники строили каменные церкви и жилые хоромы. Эти сооружения до сих пор определяют облик города. В XIX веке Устюг оказался в стороне от торговых путей и превратился в обычный уездный город Российской империи. Его нынешнее “тупиковое” положение, удалённость от столиц и, даже, от собственного областного центра привели к некоей “изоляции” и самодостаточности. Устюжане, как и встарь, рубят лес, создают дивной красоты северную чернь, варят пиво (кстати, отличное, в том числе от б клинского) и гонят замечательные настойки: морошковую, облепиховую, брусничную и т.п.

Графинчики с устюжскими настойками.

Дедморозовская конъюнктура накладывает на город свой отпечаток. Если раньше в Великом Устюге была лишь одна гостиница “Сухона”,

то теперь их не меньше дюжины – на любой вкус и кошелёк. Причём если “вотчина деда мороза” требует несуразные 100 евро 6400 руб. за ночь, то в центре города в уютной можно остановиться в три с лишним раза дешевле.

На первом плане – , за ней – зелёная коробка “Сухоны”.

В Великом Устюге меня не покидало ощущение затерянности не только в пространстве, но и во времени. Если не обращать внимание на детали, то возникает стойкое ощущение возврата в прошлое. Чем вам не картинка из эпохи “развитого социализма”?

А эта церковная кружка на ограде явно родом из XIX столетия. Облезла, заржавела, но уцелела!

Ощущение “провала во времени” усугубляется малолюдьем и тишиной, непривычными для жителя большого города. На майские выходные(!) никто коллективно не ахал, глядя на устюжскую старину. Представляю, что в это время творилось в Суздале!
А посмотреть здесь есть на что. Через дорогу от гостиницы виден ансамбль бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Он состоит из Спасо-Преображенского собора конца XVII столетия и стройной Сретенско-Преображенской церкви 1725-39 годов.

Храмы Спасо-Преображенского монастыря. Слева собор, справа Сретенско-Преображенская церковь.

Собор массивен, внушителен, окружён гульбищем и будто опирается на могучий четверик пристроенной с юго-запада шатровой колокольни.

Сретенская церковь напротив легка, изящна. Она легко взмывает в небо, напоминая .

Монастырские храмы выходят на главную транспортную артерию Великого Устюга – улицу Красную. Хотя мне больше по душе её историческое название Преображенская. Вдоль Красной улицы стоят многочисленные купеческие особняки, лавки и скромные деревянные дома.

Дом Кузнецова начала ХХ века. Такому не стыдно и в губернском городе стоять. Деревянный особняк 1815 года на каменном подклете. Застройка Преображенской (Красной) улицы.

Если идти по Преображенской на восток, то неизбежно упрешься в Смольниковское озеро, возникшее, как бы сейчас сказали, в “результате природной катастрофы”.

Смольниковское озеро. На противоположном берегу видны дома Песьей слободы.

На берегу установлен стенд (спасибо устюжанам) повествующий о той самой природной катастрофе словами старинной грамоты.

У самой дамбы стоит старейшая и красивейшая посадская церковь Великого Устюга, построенная на средства богатейшего местного купца Никифора Фёдорова сына Ревякина. Церковь возвели в 1648-49 годах и освятили во имя Вознесения Господня.

Храм, изукрашенный в духе “дивного русского узорочья”, напомнил мне московскую церковь Рождества Богородицы в Путинках. Ревякин, бывавший в Москве по торговым делам, наверняка был знаком со столичными храмами и, возможно, пригласил для строительства Вознесенской церкви тамошнего каменных дел мастера. Удивительное сочетание объёмов, приделов, лестниц, папертей и колокольни создаёт яркий праздничный образ храма.
В церкви находится музей иконописи. Внутри сохранился иконостас.

Здесь же можно увидеть многочисленные иконы местночтимых святых: Прокопия Устюжского с житием.

Прокопия Устюжского и Иоанна Праведного в молении иконе Благовещенья. Той самой знаменитой иконе, что хранится в Третьяковской галерее.

К сожалению в церкви у нас синхронно сели аккумуляторы в фотоаппаратах и многого сфотографировать не удалось. Фрагмент Распятия со страстями Господними в клеймах оказался последней снятой нами картинкой.

За Александровским озером лежит Нижний посад, в котором было несколько церквей. Наиболее интересная из них освящена во имя Жён Мироносиц (1723 г.). В ней также находится музей, посвящённый рождественской и новогодней ёлочной игрушке. Нам было бы интересно его посмотреть, но 10 мая музей оказался закрыт.

Когда-то берег Сухоны у Нижнего посада был весьма оживлённым местом. В 70-е годы прошлого века здесь построили Речной вокзал. Но сейчас судоходство по Сухоне практически прекратилось, здание заброшено и лишь скульптура Водолея напоминает о былом.

Бесхитростные стишки на пьедестале напоминают, что город назван по устью реки Юг (устье Юга – Усть-Юг), которая, сливаясь здесь с Сухоной, образует Северную Двину. Официальный герб Великого Устюга, высочайше конфирмованный Государыней Екатериной II, выглядит куда изящнее.

От статуи Водолея открывается замечательный вид на центр города. Кучи песка на первом плане жизненно необходимы – в городе ведутся работы по укреплению набережной, частенько страдающей от весеннего ледохода.

Вдалеке виден живописный ансамбль Соборного дворища. К нему то мы и направимся.

Возвращаемся по дамбе к Вознесенской церкви и идём по пешеходному Советскому проспекту, бывшей Успенской улице. Однако Успенской она стала лишь в 1804 году, а до того звалась ещё интереснее – Здыхальня. Ничего себе адресочек был бы у местной администрации – ул. Здыхальня 103? 🙂

К счастью ничего особо советского, за исключением одинокой пятиэтажки и красных флагов (их можно списать на день Победы) здесь не наблюдалось. Она сплошь застроена старинными купеческими особняками и лабазами.

На краю луга, бывшего когда-то торговой площадью, одиноко стоит Никола Гостунский – покровитель плавающих, путешествующих и торгующих. Невысокий зимний храм 80-х годов XVII века спустя примерно 40 лет надстроили стройной летней церковью подобно тому, как возводились .

Рядом с церковью свечой подымается в небо восьмигранная колокольня. Её возвели одновременно с надстройкой летнего храма в 20-х годах XVIII столетия. Изящный шпиль с крестом и ангелом вознёсся над берегом Сухоны в 1776 году.

Мимо купеческих особняков, принадлежавших Жилиным, Субботиным, Кострову

Усадьба Кострова, нынешняя городская администрация.

идём в направлении Соборного дворища. Рядом с ним нас ждёт “дедморозовщина”. Симпатичный двухэтажный особняк примерно столетней давности занят офисом (!) Деда Мороза. Господи, а как же наш посконный патриотизьм? Каково это учреждение нашего Деда ихним бездуховным словом называть?! 🙂 Понятно, что русское “контора”, тоже не особо русское, а голландское, но так всё же привычнее.

Рядышком стоит лубочно-новодельная почта Деда Мороза. Хорошо хоть, что не “мейл” или “пост-офис”, а то и до такого могли додуматься.

Рядом с почтой деда Мороза виден прекрасный особняк купца Красильщикова(справа), занятый местной налоговой службой.

Ну её, эту административно-чиновничью “сказку”! Посмотрим лучше на дивной красоты соборную колокольню, возведённую в самом конце XVII века, позже надстроенную и перестроенную, с особой звонницей для тысячепудового колокола, звавшегося Варлаамом.

Видно, что соборная звонница послужила образцом для колокольни Николы Гостунского, да и для Симеона Столпника, до которого мы ещё доберёмся. Мы не удержались и тут же полезли наверх. Подъем оказался на удивление лёгким.

Вот они, колокола, на расстоянии вытянутой руки!

Соборные главы и кресты, сияющие червонным золотом, лишь чуть дальше.

За церковными маковками видна отливающая серебром спокойная гладь Сухоны.

К северо-западу раскинулся ЦПКиО им. Булдакова. Не пугайтесь – Булдаков вовсе не коммунист, а местный… купец, пожертвовавший свой усадебный парк городу. Вот ещё бы корявую аббревиатуру куда-нибудь убрать.

К востоку над крышами домов и ветвями деревьев поднимается ещё один величественный храм. Это Михайло-Архангельский собор одноимённого монастыря. Мы к нему обязательно доберёмся, но только к вечеру.

А вот и уже знакомый нам ансамбль Спасо-Преображенского монастыря.

Пора, наконец, спуститься с небес на землю, где стоит великолепный ансамбль Соборного дворища Великого Устюга.

Успенский собор, одноимённый главному храму Москвы, впервые упоминается аж в 1290 году. Основал его Ростовский архиепископ Тихон. Деревянный храм часто горел и вновь отстраивался на том же месте. Первый каменный собор возвели здесь ещё при Иване Грозном в середине XVI века. Однако пожар не пощадил и его. На месте “рассевшихся от огня” стен старого собора горожане начинают строить новый, шестой по счёту Успенский храм. Средств, как всегда, не хватало и лишь помощь самого позволила завершить храм в 1663 году. Спустя еще 70 лет собор перестроили в соответствии с новыми вкусами эпохи барокко.

Успенский собор справа, звонница слева. На первом плане – статуя Семёна Дежнёва.

На набережную Сухоны, отделяя собор от реки, выходят ещё несколько храмов. Скромную Богоявленскую церковь, иначе именуемую Власия Севастийского, лучше всего рассматривать со стороны алтаря. С набережной её закрывает довольно унылая пристройка, занятая выставочным залом. А с восточной стороны и тебе алтарная апсида, и кокошники, и наличники и, даже, карниз с поребриком. 🙂

Невысокий массивный собор Иоанна Праведного поставлен над гробом местночтимого святого Иоанна, чью икону мы уже видели в Вознесенской церкви, в 1656-63 годах. Ктитором, т.е. жертвователем на храм был всё тот же Никифор Ревякин, купец гостиной сотни. Храм выглядит не очень красивым из-за позднейших перестроек, массивной придельной церкви столетней давности, пристроенной со стороны реки, ну и за счёт культурного слоя, конечно.

Рядом стоит ещё один собор, освящённый во имя святого Прокопия Устюжского. Возвели его спустя несколько лет после Успенского и Иоанновского соборов. Устюжские гости братья Гусельниковы, не желая отставать от Ревякина, пожертвовали средства на строительство храма, завершённое в 1668 году. Собор Прокопия Устюжского действующий. В нём сохранился великолепный иконостас, но фотографировать внутри запрещено.

Собор Прокопия Устюжского с поздними пристройками: трапезной и крыльцом начала ХХ века. Вид с набережной. Собор Прокопия Устюжского с поздними пристройками: приделом 1867 года слева и ризницей справа. Вид со стороны Соборного дворища.

Вдоль Набережной стоят несколько старинных усадеб конца XVIII века. Розовый дворец принадлежал купцу Усову, а соседний белый – Захаровым.

На закате мы добрались до усадьбы Михаила Матвеевича Булдакова. Внушительный трёхэтажный дом смотрит на реку.

Ворота по столичной моде украшены литыми позолоченными львами. Лёвики здесь совсем не страшные, скорее симпатичные и улыбчивые.

С Набережной открывается дивный вид на заречное село Дымково с церквами Димитрия Солунского и Сергия Радонежского.

Где-то вдали у слияния Сухоны с Югом стоит Троице-Гледенский монастырь, отмечающий первоначальное местоположение Великого Устюга. По изустному преданию город был основан Всеволодом Большое Гнездо на холме у слияния Сухоны и Юга. Высокий холм, на котором стояла крепость Гледен, оказался не слишком удачным местом. Воды обеих рек постоянно подмывали его склоны и постепенно жители перебрались на противоположный берег Сухоны в урочище “Чёрный Прилук”. Со временем новое поселение получило прежнее имя – Устюг, а Гледенская крепость простояла ещё долго и была разрушена в ходе усобиц XV века.

Вид с Гледенского холма. Слева – Сухона, справа – Юг, прямо – Северная Двина.

Чтобы попасть в Троице-Гледенский монастырь нужно выехать из города по направлению на Никольск и примерно через 8 км свернуть влево на Морозовицу. В село ведёт неплохая асфальтовая дорога, которая заканчивается на высоком берегу Юга рядом с любопытной избой, украшенной резьбой по дереву.

Особенно хорош резной балкончик перед чердачным окном.

и некие животные (собаки? волки? куницы?) на скатах крыши.

Не пугайтесь неприветливого вида ворот. Тесовая калитка слева не заперта. Монастырь находится далеко не в лучшем состоянии. Больше половины стен и кельи утрачены. Прямо на территории монастыря находится чьё-то подворье. Его хозяин предупредил меня, обратив внимание на огромную лохматую собаку весьма недружелюбного вида, коварно слившуюся с окрестным пейзажем. Фото собора пришлось делать с не самого удачного ракурса.

Троицкий собор построен на средства богатейших местных купцов Грудцыных. Хотя первое пожертвование в размере 1500 рублёв сделано по завещанию других видных горожан – Босых – в 1658 году. Строительство началось в 1659 году по заказу Силы Грудцына и продолжилось на средства его брата Ивана. После смерти братьев работы остановились. Старец обители Филарет, тесть третьего брата Василия Грудцына, завещал ему достроить храм и оставил на это деньги. Однако Василий деньги присвоил, а строить собор не стал. Лишь после жалобы игумена монастыря патриарху Иову, Василий возобновил строительство. Собор завершили в самом конце XVII столетия. Главное сокровище монастыря находится в соборе. Это потрясающий резной иконостас, созданный тотемскими резчиками Тимофеем и Николаем Богдановыми. Они трудились над его созданием 8 лет, с 1776 по 1784 год. Иконы написали местные мастера, бывшие “по совместительству” купцами – Алексей Колмогоров, Егор Шергин и священник Василий Афанасьев.

Иконостас выглядит очень светским, “дворцовым”, возможно потому, что его иконы неканоничны, они были исполнены по образу западноевропейских гравюр.

Нехарактерно для русских церквей и обилие очень выразительной деревянной скульптуры. Особенно хороши царские врата со статуями четырёх евангелистов: Иоанна, Матфея, Марка и Луки.

Иконостас выполнен с “заворотом”, в его пристенных частях установлены более традиционные иконы Богородицы, Николы Чудотворца…

и Троицы Ветхозаветной с деяниями.

Сравните её с храмовой иконой Троицы, находящейся в местном чине иконостаса справа от Царских врат.

Иконостас богато изукрашен искусной золочёной резьбой. Излюбленными мотивами иконостаса стали прямо-таки рокайльные завитки.

И “процветшая виноградная лоза”, символизирующая Иисуса Христа.

Виноградная лоза обвивает спиралевидные деревянные колонки, подобные тем, что можно увидеть в пражских и венских католических храмах. Правда тамошние колонны всё же выполнены из мрамора.

Удивительно, что этот прекрасный иконостас сохранился до наших дней. В ХХ веке безбожники закрыли монастырь, устроили здесь сборный пункт для раскулаченных, детскую колонию и лишь около 30 лет назад сохранившиеся постройки передали музею. По словам смотрительницы иконостас пришлось отмывать от нескольких тонн… голубиного помёта. Птицы залетали в собор через выбитые окна и очень уютно чувствовали себя внутри.

С сожалением покидаем собор, не забыв купить книгу с великолепными репродукциями икон. Рядом с собором стоит полуразрушенная трапезная палата с Тихвинской церковью.

Вот бы куда направить рвение наших священнослужителей, но нет. Всемирно известные памятники, за вход в которые берут деньги, им гораздо интереснее.
От монастыря открывается дивная панорама Великого Устюга. На переднем плане – разлив Сухоны и Юга.

Будучи в Великом Устюге надо обязательно заехать в село Дымково, стоящее на южном берегу Сухоны. Дымково примечательно не только и не столько своими храмами, хотя они тоже хороши.

Церкви села Дымково. Слева храм Димитрия Солунского (1700-1709), справа церковь Сергия Радонежского (1739-1747).

В Дымково едут главным образом ради великолепных видов Великого Устюга. В первую очередь “набрасываешься” на Соборное дворище.

Затем взгляд ловит знакомый силуэт Николы Гостунского. Обидно только, что в кадр нахально лезет райкомовская пятиэтажка, чуть ли не единственная в центре города.

Вот усадьба Булдакова с соседними церквами: Леонтьевской слева и Ильинской справа.

Это уже Городище рядом с Александровским озером. Колокольня за деревьями относится к церкви Варлаама Хутынского, полуразрушенная церковь в центре называется Сретенско-Мироносицкой, а золотые главки венчают знакомую нам церковь Жён Мироносиц, где находится музей елочных игрушек.

А это что такое? Почему не знаю?

Это церковь Симеона Столпника – прекрасный образец барокко, да не одна, а с отдельно стоящей колокольней. Позже мы специально заехали в Нижний Посад, чтобы посмотреть на неё поближе. Смотрите, какая красавица, что твой дворец!

Колокольня тоже хороша, хоть и облезла немного.

Прощальный взгляд из Дымково на Великий Устюг. Ну до чего же хорош город! А Сухона то какая красавица! Может и к лучшему, что лежит Великий Устюг за стопятьсот вёрст от Москвы, да от Петербурга?

Вроде всё посмотрели, кроме Деда Мороза, конечно, который в наши планы и не входил. Как же всё, а Михайло-Архангельский монастырь?

Стоит он в пяти минутах ходьбы от гостиницы “Двина” на берегу Безымянного ручья. Основал его монах Киприан аж 1212 году “при езерах за острожную осыпью”, т.е. за пределами городских укреплений. В пожаре 1651 года монастырь сгорел дотла и тогда всё тот же Никифор Ревякин выделил средства на строительство каменного Архангельского собора. Возводили его ярославские мастера.

Трапезная палата с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы также строилась на средства Ревякина. Выглядит она довольно печально, потому что в ней до сих пор находятся классы Устюгского автодорожного техникума.

К счастью сохранилось великолепное крыльцо с ползучими арками и монументальный крытый трёхарочный переход. Он напоминает нам, что на севере со снегом и морозом шутки плохи.

Изящная надвратная церковь освящена во имя Владимирской иконы Богородицы. Стоит она на месте бывших Святых врат обители.

За надвратным храмом спряталась маленькая церковка Преполовения Пятидесятницы 1710 года. Стоит она над могилой основателя монастыря Киприана.

Теперь и вправду всё! Жаль, что на праздники многие церкви были закрыты. Не удалось нам увидеть ни интерьеры Успенского собора, ни иконостас Михайло-Архангельского. Вернуться в Великий Устюг в ближайшее время вряд ли удастся. Но северный город на Сухоне настолько прекрасен, что нам с лихвой хватило того, что мы увидели. Ведь сюда можно приехать ради одного этого заката!

Статьи Тотемско-Устюжского цикла.

Великий Устюг - небольшой старинный город, сохранивший в себе памятники культуры под открытым небом. Купеческие дома, живописная набережная, старинные церкви и Вотчина Деда Мороза привлекают сюда туристов и зимой, и летом.

Описание и история Великого Устюга

Великий Устюг - древний город северной России на слиянии рек Сухоны и Юга. Он находится в 450 км от Вологды, недалеко от Кировской и Архангельской областей. Количество жителей города превышает 31 тысячу человек, а площадь составляет 17 км 2 .

Основан Великий Устюг в 1147 году. Проходящий мимо торговый тракт стал важной причиной для создания на здешней земле поселения, а возведение Михайло-Архангельской обители в 1212 году поспособствовало развитию настоящего города. Название своё Великий Устюг приобрёл благодаря реке Юг: «Устьюг» - устье Юга. Позже, при Иване IV, к первому названию присоединилось второе - «Великий», данное городу в честь его большой роли в истории (надёжная оборона от нападок Нижнего Новгорода) и высокого экономического статуса.

С XVI века поселение являло собой крупнейший торговый и ремесленный центр северной Руси. К XVII веку Великий Устюг приобрёл статус самого богатого города среди русских земель за счёт большого оборота продуктов питания и развития ремёсел. Свои славу и статус он утратил в XVIII столетии из-за перемещения торгового тракта, а к XIX веку и вовсе стал уездным городом Вологодской губернии. Только к 1937 году Великий Устюг стал районным центром Вологодской области.

В наше время город знаменит как Вотчина Деда Мороза.


Великий Устюг - родина Деда Мороза

Как добраться

Доехать до Великого Устюга не слишком просто. Сюда редко ходят поезда и автобусы из крупных населённых пунктов и практически не летают самолёты. Существуют несколько вариантов поездки в Великий Устюг.

На самолёте

Хоть в городке и есть аэропорт, который разместился в трёх километрах от самого поселения, самолёты сюда летают лишь из Череповца. Поэтому, если вы пожелаете добираться до поселения по воздуху, необходимо будет долететь сначала до Череповца:

  • из Москвы (Домодедово и Шереметьево), стоимость билета от 9300 рублей, время в пути около часа;
  • из Санкт-Петербурга (Пулково), цена на билет от 7200 рублей, время в пути также около 60 минут.

Затем нужно будет пересаживаться на рейс до места назначения. Стоимость билета на самолёт из Череповца до Великого Устюга - от 7000 рублей, полёт занимает 55 минут. Всего существует три рейса: утром, днём и вечером.


В Великом Устюге есть аэропорт, но самолёты в него летают только из Череповца

Чтобы добраться из аэропорта до города, нужно сесть на автобус №3 или 146.

По железной дороге

Железнодорожная станция в Великом Устюге присутствует, но работает лишь в период новогодних праздников. В это время сюда ходят специализированные «Зимние экспрессы», отбывающие от Ярославского вокзала в Москве и Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге. В остальное же время доехать прямиком до Великого Устюга не удастся. Единственным вариантом будет добраться до ближайших ж/д станций:

  • «Ядриха», находящейся в 54 км от города;
  • «Котлас», разместившейся в 70 км.

Цены на билеты из Москвы начинаются от 2600 рублей, из Петербурга - от 2500 рублей. От железнодорожных станций придётся добираться на автобусе или такси.


Зимний экспресс к Деду Морозу отправляется в путь из Москвы 2 января

На автобусе

Удобнее всего добираться на автобусе до Великого Устюга из Вологды: рейсов довольно много, а время в пути небольшое - около 6 часов. Цены на билеты начинаются от 800 рублей. Этим же видом транспорта можно доехать до города и из Москвы, и из Санкт-Петербурга:

  • московский рейс обойдётся путешественникам примерно в 2000 рублей, время в пути - около 13 часов;
  • билет на питерский автобус стоит порядка 2200 рублей, время в пути - примерно 15 часов.

На собственном авто

На машине можно ехать из Москвы и Петербурга:

  • расстояние от Москвы до Великого Устюга составляет около 1000 километров, ехать необходимо по трассе М8 через Ярославль и Вологду, далее повернуть около деревни Чекшино и следовать указателям;
  • между Санкт-Петербургом и Великим Устюгом около 1100 километров, двигаться необходимо по трассе А114 до Вологды, а затем по М8 до места назначения.

Дорога и из столицы, и из Петербурга займёт около 13 часов, но стоит учитывать, что Великий Устюг находится в северном крае, поэтому на пути погода может резко ухудшиться и это отразится на времени поездки. Кроме того, отрицательным моментом является тот факт, что дороги на подъезде к городу не самые лучшие.


Из обеих российских столиц можно доехать до Великого Устюга по трассе М8

Достопримечательности Великого Устюга

В городе сохранилось много древнейших памятников архитектуры, которые привлекают к себе всех любителей старины. Изящные дома купцов переплетаются тут с церквями XVII–XVIII веков. Географическое расположение вдоль реки добавляет определённого шарма и привлекательности городу. И, конечно, самое известная достопримечательность Великого Устюга - Вотчина Деда Мороза - делает его одним из самых посещаемых городов России в новогодние каникулы.

В гости к Снежному Деду

На самом деле с Дедом Морозом в Великом Устюге связана не одна, а целых три достопримечательности:

  • собственно Вотчина,
  • почта Деда Мороза,
  • городская резиденция Деда Мороза.

Вотчина Деда Мороза

Сегодня Великий Устюг наиболее известен в качестве города, в котором живёт Дед Мороз. Такой статус он получил из-за расположенного поблизости развлекательного мини-городка, который считается родиной сказочного зимнего героя.

Комплекс включает в себя обширный сосновый парк, внутри которого расположены терем, мини-зоопарк, зимний сад, аттракционы, разнообразные фигуры изо льда (в зимнее время). От входа тянется Тропа сказок, которая проведёт посетителей через волшебный колодец, мост Михаила Потаповича, Дом Лесовичка и поляну Двенадцати месяцев. Профессиональные актёры разыгрывают представления прямо на улице, развлекая взрослых и малышей.

В зимнее время можно покататься на санях, лыжах и ватрушках. По всему периметру парка расположены яркие кафе с исконно русской кухней.


Дом Деда Мороза в Великом Устюге построен с учётом лучших традиций русского деревянного зодчества и открыт для посетителей круглый год

Практическая информация:

  • адрес - Великоустюгский район, Марденгское с/п;
  • время работы - ежедневно, экскурсии проводятся с 9:00 до 16:30;
  • стоимость входа на территорию вотчины составляет 370 рублей с человека, комплексный пакет с экскурсиями стоит 1780 рублей;
  • добраться можно:
    • на автобусе - от вокзала есть рейсы, отправляющиеся четыре раза в сутки.
    • на машине - надо выехать на Гледенскую улицу, при выезде из города ехать по прямой 3 км до таблички со знаком поворота налево - на Вотчину.

Читателям стоит помнить, что стоимость посещения и время работы любых достопримечательностей могут изменяться.

Фотогалерея: вотчина Деда Мороза

Для удобства туристов при входе в Вотчину висит карта с указанием всех объектов, находящихся на территории Тропа Сказок - это особенная сказочная тропинка, на которую ребёнок отправляется со сказочным персонажем, и на протяжении всей тропы малыша ждут увлекательные приключения и весёлые испытания На территории гостиничного комплекса «Вотчина» расположено 10 разных по комфортабельности коттеджей, в которых организован очень уютный интерьер, воссоздающий атмосферу домиков из русских сказок, а из окна виден дом Деда Мороза В зависимости от погодных условий в Вотчине организовано катание на северных оленях и собаках хаски Зоопарк на вотчине Деда Мороза отличается от обычных российских зоопарков тем, что вместо маленьких клеток здесь большие вольеры и деревянные ограждения, а вокруг настоящий лес Из всех имеющихся в доме Деда Мороза комнат своим убранством ни одна не похожа на другую, но каждая из них создана для удобства хозяина, его помощников и многочисленных гостей Есть на вотчине уникальное место, в котором Дед Мороз набирается волшебных сил: называется оно Ледник Деда Мороза, в любое время года там царит холод, постоянная температура –11 °C На Вотчине каждый желающий имеет возможность отправить праздничные открытки и письма друзьям и родственникам со специальным штемпелем и печатью

Почта Деда Мороза

Почта разместилась в центральной части города в стилизованном теремке. Любой желающий может сюда зайти и приобрести сувенир или подарок на память, а также отправить письмо Деду Морозу или своим родственникам. Почта несёт огромную ответственность за детей, которые присылают сюда свои письма. Всё чаще приходят просьбы нематериального характера. Вместе с социальными службами на сегодняшний день почта Деда Мороза помогла 500 малышам. Сюда пишут даже пожилые люди, ничего не прося, просто рассказывая о себе.


Написать письмо Деду Морозу могут как дети, так и взрослые, а счастливчики даже получат ответ на своё послание

Практическая информация:

  • адрес - Октябрьский переулок, дом 1а;
  • время работы - с 9:00 до 18:00.

Особняк Красильникова, или городская резиденция Деда Мороза

Здание построено в 1876 году для купца Петра Васильевича Красильникова. Архитектором дома выступил устюжанин Николай Черепанов, который выбрал для постройки эклектичный стиль. Первый владелец прожил здесь всего двадцать лет, после чего скончался, а его супруга сдала дом рижской купчихе Матильде Керстен, которая организовала на верхнем этаже квартиру для себя, а на нижнем открыла аптечный пункт и магазин галантереи.

В начале ХХ века строение приобрела земская управа, которая заседала в нём до создания СССР. Затем в особняке в разное время размещались Уездный исполком, Исполнительный комитет, Корпоративный и Библиотечный техникумы. Во второй половине ХХ столетия здесь функционировал Дом пионеров.

В начале 2000-х годов строение подверглось реконструкции, после чего было отдано под городскую резиденцию Деда Мороза, в которую входят музей поздравительной открытки, тронный зал Дедушки и сувенирная лавка. Здесь проводятся экскурсии, во время которых работники рассказывают интересные истории про новогодние праздники и загадывают ребятам загадки.


В 1995 году согласно указу Президента РФ особняк Красильникова был включён в число объектов исторического и культурного наследия федерального и общероссийского значения

Практическая информация:

  • адрес - Советский проспект, дом 85;
  • режим работы:
    • с понедельника по пятницу - с 09:00 до 20:00;
    • суббота и воскресенье - выходные дни;
  • стоимость входа - 100 рублей.

Музей новогодней игрушки

Музей, размещённый в старинном здании XVIII века - недействующей церкви Жён Мироносиц, хоть и не относится напрямую к Вотчине Деда Мороза, но всё же его можно посетить в рамках новогоднего путешествия. Он существует с 1998 года, но уже вобрал в себя большую коллекцию новогодних украшений. Здесь можно увидеть игрушки для новогодней красавицы из стекла, фарфора, ваты, древесины, глины. Есть экспонаты, относящиеся к началу XX века. Экскурсия расскажет вам о традициях празднования Нового года не только в России, но и в других странах.


Посетители музея новогодней игрушки в Великом Устюге могут увидеть несколько ёлок, которые украшены с учётом принципов определённого десятилетия или века

Практическая информация:

  • адрес - площадь Коммуны, дом 7;
  • график работы - со вторника по субботу с 10:00 до 18:00, перерыв на обед с 12:00 до 13:00;
  • стоимость билетов:
    • взрослый - 100 рублей,
    • детский - 50 рублей.
  • на общественном транспорте сюда можно доехать от вокзала, выходить на остановке «Речное училище».

Соборное дворище

Как и любой другой старинный российский город, Великий Устюг богат на церкви, соборы и монастыри. Религиозным центром и старейшей его частью является площадь с церквями, построенными в XVII–XIX столетиях, - Соборное дворище. Комплекс построен так, что каждый из храмов, стоящий на территории, виден с любой её точки. В состав дворища входят пять религиозных построек, размещённых на Советском проспекте и улице Набережной. Особую красоту и органичность старинным храмам придаёт расположение на высоком берегу реки Сухоны.


Соборное дворище в Великом Устюге разместилось на берегу реки и представляет собой уникальный религиозный памятник

Практическая информация:

  • адрес - Советский проспект, дом 62;
  • как добраться: до Соборного дворища от вокзала можно дойти пешком, время в пути займёт десять минут. Для этого нужно идти по улице Виноградова и свернуть на перекрёстке с пересечением проспекта Советский налево, после дома №12;
  • вход на территорию комплекса бесплатный.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Успенский собор является главным храмом города. Он начал строиться в начале XVII столетия, но вскоре сгорел, а к концу века был вновь восстановлен жителями города. Архитектура его отличается исконно русским стилем. Во внутреннем убранстве присутствуют фрески, сохранившиеся почти без изменений с начала существования церкви. К собору примыкает Соборная колокольня, на которую можно подняться по узкой лестнице и увидеть весь исторический центр города, а также реку.


Интерьер Успенского собора, выполненный во второй половине XVIII века, богато декорирован лепными украшениями в виде головок ангелов, небольших скульптур, венков, накладок, карнизов

Практическая информация:

  • адрес - Советский проспект, дом 81;
  • вход свободный.

Собор Прокопия Праведного

Храм был построен в 1495 году на месте погребения святого праведника города - Прокопия Устюжского. Руководил строительством устюжанин Пётр Котельников. Пятиярусный иконостас с позолотой и резьбой представляет собой главную ценность собора. Здесь хранится собрание икон XVII века, среди которых «Прокопий Устюжский», «Богоматерь и Прокопий Устюжский в молении». С конца ХХ столетия храм относится к архитектурному заповеднику города.


Иконостас собора Прокопия Праведного в Великом Устюге был создан в первой половине XVIII столетия

Практическая информация:

  • адрес - улица Набережная, дом 57;
  • время работы - с 8:00 до 18:00;
  • вход свободный.

Собор Иоанна Устюжского

Постройка храма датируется XVII веком. Он был построен в честь юродивого, почитаемого святого - Иоанна Устюжского. Строительство велось купцом Фёдором Тутыгиным на месте старой деревянной церкви. В XIX столетии постройка претерпела значительные изменения, поэтому несёт в себе несколько стилей одновременно: барокко, классицизм и пёстрый русский стиль.


На фасаде собора Иоанна Устюжского некогда размещалась фреска «Тайная вечеря», сейчас от неё ничего не осталось

Практическая информация:

  • адрес - улица Набережная, дом 56;
  • время работы - с 8:00 до 18:00;
  • вход свободный.

Церковь Богоявления Господня

Храм был возведён в 1689 году. До нынешнего времени дошло перестроенное здание, которое отстроили в 1771 году, после того как старая церковь сгорела при пожаре. Сейчас она не действует, здесь расположилось хранилище музея-заповедника Великого Устюга.


Церковь Богоявления Господня на сегодняшний день является недействующим храмом, поэтому попасть внутрь не получится

Практическая информация:

  • адрес - улица Набережная, дом 55;
  • время работы - с 10:00 до 18:00.

Церковь Алексия, митрополита Московского

Церковь, названная в честь митрополита Алексия, имеет богатую историю. В письменных источниках впервые о ней говорится ещё в конце XV столетия как о деревянном строении. Позднее, в 1672 году, здание перестроили в каменное одноэтажное и назвали в честь Пресвятой Богородицы.

В конце XVII столетия строение вновь преобразовалось - возвели дополнительный этаж, который в будущем стал домовой церковью для архиереев, а между храмом и примыкающими к нему кельями архиереев построили переход. Затем церковь ещё несколько раз претерпевала перестройки, в особенности из-за пожаров. До настоящего времени дошло здание, возведённое в 60-х годах XIX века. Сейчас церковь пустует и постепенно разрушается.

В 1948 году в церкви Алексия находился госпиталь ветеранов Великой Отечественной войны, а затем здание опустело

Практическая информация:

  • адрес - улица Набережная, дом 58;
  • время работы - с 10:00 до 18:00;
  • вход свободный.

Дымковская слобода

Дымковская слобода - район города, сохранивший в себе архитектурные здания XVIII века. Находится он на противоположном от исторической части Великого Устюга берегу реки Сухоны. Здесь ещё в XIV веке были построены первые деревянные храмы, посвящённые победе в Куликовской битве. Позже их заменили на каменные. Главными достопримечательностями слободы являются:

  • церковь Дмитрия Солунского;
  • церковь Сергия Радонежского;
  • угловая башня с воротами;
  • небольшой фрагмент ограды, сохранившийся с 1859 года.

Дымково - это небольшой район города, интересный прежде всего хорошо сохранившимся архитектурным ансамблем XVIII века

Практическая информация:

  • адрес - район Дымково;
  • как добраться:
    • из центра города на машине или такси по мосту;
    • через реку на пароме;
    • пешком по мосту или зимой по льду (расстояние в 7 км можно пройти за 40 минут).

Храм Дмитрия Солунского

Церковь была возведена в конце XIV века при правлении Дмитрия Донского. Дмитрий Солунский считался небесным покровителем князя, поэтому и собор был назван в честь этого святого. Несколько раз церковь страдала от пожаров, поэтому к 1700 году было решено построить её из камня.

Храм совмещает в своём облике местные традиции и черты западного барокко. В 1930 годах советской властью церковь была отдана музею, поэтому она хорошо сохранилась. В настоящий момент храм не работает.


До наших дней дошёл каменный храм Дмитрия Солунского, который был выстроен в Великом Устюге в 1700–1708 годах

Храм Сергия Радонежского

Постройка храма происходила в середине XVIII веке, возводился он рядом с холодной церковью Дмитрия Солунского. Летом богослужения велись там, а зимой в этой новой церкви. В 1859 году благодаря пожертвованиям купцов вокруг двух храмов возвели каменную ограду с башенками. В ХХ столетии церковь была разграблена, многое разрушено. Только в 1980-х годах была проведена реставрационная работа, во время которой перекрыли шатровую крышу, расчистили сохранившиеся изразцы.

Главная особенность церкви - сохранившийся интерьер. Здесь находится резной 5-ярусный иконостас в стиле барокко, по бокам которого расположены колонны и пилястры. В киоте над алтарём находится фреска с многофигурной композицией со Спасом посередине.


В интерьере Сергиевского храма сохранились изразцовые печи XVIII века, однако попасть внутрь помещения не получится, так как церковь является недействующей

Оба храма расположены по адресу: посёлок Дымково, 1-й проезд.

Церковь Вознесения

Храм отличается богатым убранством интерьера и великолепной архитектурой. Возведён он был в середине XVII столетия богатым купцом Никифором Ревякиным. Изначально на здании было 11 глав, но позже в связи с переделками и реставрацией храм приобрёл асимметричную форму, и осталось только 5 гранёных главок.

Большие проёмы для окон с наличниками, пристрой с трапезной и приделами, колокольня с фигуркой ангела на шпиле - всё это создаёт сложный архитектурный силуэт церкви в классическом стиле. Интерьер церкви - это собрание памятников иконописи XVIII века. Здесь сохранился иконостас в барочном стиле, растительная плоскорельефная резьба украшает алтарь. В храме имеется коллекция икон устюжской иконописи XVII столетия. Наибольшим почитанием пользуются иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская» и «Воскресение Христово», созданные легендарным иконописцем Стефаном Соколовым.

В настоящее время в церкви Вознесения расположен Музей древнерусского искусства. Работают выставки: «Великие подвижники земли Русской святые праведные Прокопий и Иоанн, Устюжские чудотворцы», «Иконостасы Великого Устюга, орнаментальная резьба, деревянная скульптура». Стоимость экскурсии: взрослым - 100 рублей, детям - 50 рублей. Режим работы: вторник - суббота с 10:00 до 17:00.

https://ustyug-museum.ru/objekts/voznesenie.html


Среди многочисленных храмов Великого Устюга церковь Вознесения стоит особняком, отличаясь исключительным богатством декоративного убранства, которое роднит её с известными храмами «царственной» Москвы

Адрес - Советский проспект, дом 84.

Михайло-Архангельский монастырь

Легенды гласят, что мужской Михайло-Архангельский монастырь был возведён в 1212 году монахом Киприяном. Священника об этом попросили жители близлежащего поселения. Он выбрал место и соорудил на насыпи две постройки: церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и собор во имя Архистратига Михаила. Однако пожар, случившийся в середине XVII века, уничтожил первоначальную деревянную обитель.

Через несколько лет на этом месте стал возрождаться новый каменный монастырь. Сначала построились Михайло-Архангельский собор, церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы и Владимирская церковь. Дополнился монастырь настоятельскими и братскими кельями лишь в 1737 году.


Самая древняя обитель русского севера - Михайло-Архангельский монастырь - ныне не действует и его постройки постепенно разрушаются

В 1919 году обитель была закрыта и переделана в концлагерь, куда ссылали всех неугодных советской власти. В 1924 году положение монастыря улучшилось - он перешёл в руки музея. Во времена ВОВ в зданиях обители было организовано военное пехотное училище, а позже - автотранспортный техникум. В настоящее время монастырь закрыт, а его постройки пустуют.

Адрес - улица Павла Покровского, дом 13.

Никольская церковь

Храм был выстроен в 1682 году на пожертвования купцов. Посвящена церковь почитаемой иконе святого Николая Гостунского (Чудотворца). На сегодняшнее время постройка является единственным сохранившимся примером устюжского каменного храма начала XVIII века, в котором под одной крышей объединены холодная и тёплая церкви.

В 30-е годы ХХ столетия церковь закрыли, а её здание использовали как лагерь для пересыльных, а позже как мастерские. С 1986 года в постройке разместили музей этнографии, в котором можно посмотреть на предметы быта ручной работы: вышивку, керамическую посуду, резьбу по дереву, кованые изделия. А также в одном из залов бывшей церкви воссоздан интерьер русской избы с предметами обихода крестьян. Для желающих проводятся мастер-классы по льнопрядению.


Многоярусная одноглавая Никольская церковь, как и стройная колокольня, увенчанная высоким шпилем, является замечательным образчиком своеобразной устюжской архитектуры периода Средневековья

Практическая информация:

  • адрес - улица Набережная, дом 66;
  • часы работы - 10.00–18.00.

Усадьба Булдакова

Усадьба, построенная в стиле ампир, относится к началу XIX века. Она была возведена для местного купца Михаила Булдакова, прославившегося в качестве «землепроходца». В приусадебный комплекс входит главный дом и два флигеля. Внутри постройки удалось частично сохранить интерьеры: дверные проёмы, лестницы, изразцовые печи.

В начале ХХ столетия усадьба была выкуплена городской управой, а позже была занята мужской гимназией. В 1920-х годах здание было отдано под Институт народного образования, в военное время в усадьбе действовало пехотное училище, а по завершении ВОВ постройку поделили между Педагогическим техникумом и Великоустюгским учительским институтом.


Главный дом усадьбы Булдакова в Великом Устюге со времени постройки претерпел существенные изменения: из двухэтажного строения он превратился в трёхэтажное, произведена перепланировка и изменены интерьеры

Адрес - улица Набережная, дома 45, 46 и 47.

Фабрика «Великоустюгские узоры»

Мастерская открылась в 1972 году, когда власти города задумались о сохранении традиционных промыслов вологодских земель. Предприятие производит берестяные изделия, украшенные росписями и резьбой: шкатулки, плетёные корзины, короба и просто маленькие сувениры в виде магнитов. Технология изготовления изделий из коры берёзы хранится мастерами в секрете.


Фабрика «Великоустюгские узоры» в настоящее время выпускает предметы нескольких сотен разных наименований, начиная от коробок и корзинок и заканчивая подстаканниками, сувенирными разделочными досками и декоративными тарелками, шкатулками, письменными наборами

Практическая информация:

  • адрес - улица Водников, дом 45;
  • на предприятие можно попасть, только заказав предварительно экскурсию.

Памятники и скульптуры Великого Устюга

В Великом Устюге не так много интересных памятников, но всё же есть на что взглянуть туристам:

  • памятник Дежнёву. Семён Дежнёв - едва ли не самый знаменитый уроженец Великого Устюга. Это путешественник и мореход, который стал первооткрывателем Берингова пролива, а также внёс серьёзный вклад в российскую географическую науку. Установлен памятник в 1971 году на Советском проспекте;
    На пилоне за памятником Дежнёву в Великом Устюге размещены барельефы, повествующие об эпизодах из жизни и походах путешественника
  • памятник Хабарову. Ерофей Хабаров - ещё один уроженец устюжских земель, прославившийся пушным промыслом и открытием новых земель. Именно благодаря его записям была прорисована карта Забайкалья и Дальнего Востока. А известный город Хабаровск назван в его честь. Открытие памятника произошло в 2015 году на Комсомольской площади;
    С юношеских лет Хабаров начал заниматься пушным промыслом: продвигаясь на Восток, Ерофей Павлович открывал новые земли, богатые естественными ресурсами, тщательно записывал впечатления и прорисовывал карты
  • скульптура «Водолей», посвящённая рождению Северной Двины, которая берёт своё начало в месте слияния рек Юга и Сухоны, установлена в Великом Устюге в 1983 году на улице Набережной.
    На постаменте скульптуры «Водолей» выбиты слова четверостишия, поэтически описывающего рождение Северной Двины

Дети в сказке

В Великом Устюге юному туристу скучать не придётся. Главными достопримечательностями для малыша станет всё, что связано с Дедом Морозом: Вотчина, почта, а также музей новогодних игрушек. Посетив эти места, ребёнок почувствует себя побывавшим в сказке и надолго запомнит увлекательное путешествие.


Вотчина Деда Мороза - самое привлекательное для детей место в Великом Устюге

Кроме того, в музеях города туристам с детьми предложат специальные детские экскурсии и программы:


Великий Устюг в разные сезоны

В Великий Устюг можно приезжать в любое время года. Казалось бы, самым удачным временем посещения Вотчины Деда Мороза являются зимние каникулы, однако, если вы едете в город с целью осмотра местных достопримечательностей, посетить его лучше летом. В этом есть множество плюсов:

  • погода. Зимой в Великом Устюге довольно холодно, поэтому осматривать достопримечательности придётся перебежками, постоянно согреваясь в близлежащих заведениях. В летний же период в городе стоят белые ночи, а температура благоприятствует длительным прогулкам;
  • отсутствие туристов. Великий Устюг едва ли не единственный российский туристический город, в котором зимой народу больше, чем летом. В холодное время года в местных музеях выстраиваются длинные очереди, а в гостиницах практически невозможно снять номер. Летом же ситуация противоположная;
  • праздники. Попасть на праздничное мероприятие в Великом Устюге можно не только зимой, но и летом, и осенью. 21 июля здесь отмечается День города, а также проходит Прокопьевская ярмарка, во время которых устраиваются феерические торжества. 18 ноября в Вотчине празднуют день рождения Деда Мороза.

Если хочется по-настоящему волшебного и сказочного путешествия, то отдых в Великом Устюге зимой - самый правильный выбор

Если же целью поездки является лишь посещение Вотчины Деда Мороза, то, конечно же, планировать своё путешествие нужно на зимние праздники. Зима в городе холодная, но живописная. Многие туристы отмечают, что более красивой зимы, чем в Великом Устюге, они не встречали нигде.

Приезжать в Великий Устюг нужно как минимум на два дня:

  • в первый день можно изучить здешние достопримечательности, которых в городе довольно много;
  • второй день стоит отвести на посещение Вотчины Деда Мороза, даже если поездка выдалась на летний период.

Если же вы приехали в город в период какого-либо праздника, то задержаться можно и на трое суток, одни из которых посвятить праздничным мероприятиям.

Где остановиться

Естественно, что нужно заранее продумать место своего проживания и забронировать отель за два, а то и три месяца до поездки. На новогодние праздники гостиницу лучше бронировать за полгода, поскольку мест проживания для туристов в Великом Устюге не слишком много. Вот самые удобные из них:


Что привезти в качестве сувенира

Большинство туристов едет в Великий Устюг как на родину Деда Мороза, и не многие знают, что город является ремесленным центром России. Местные умельцы производят разнообразную продукцию, которую можно привезти близким в качестве сувенира:


Он известен как родина Деда Мороза. Но настоящую славу этим местам принесли реальные люди: великие угодники Божии и бесстрашные открыватели новых земель

Удачная география

Двадцать часов пути от Москвы до станции Ядриха, потом еще 40 минут на автобусе или такси, и мы на месте – в древнем Устюге. Обычно сюда едут в «гости к Деду Морозу», и самое большое число приезжих приходится на зимние месяцы. На самом деле здесь хорошо в любое время года.

История города насчитывает более восьми веков. Впервые он упоминается в летописях в начале ХIII века, когда Устюг стал входить в Новгородское княжество. Потом городом завладели суздальцы, а в XIV веке – московские правители. Все это время благодаря своему выгодному географическому положению он был важным торговым центром на северо-востоке русских земель.

Отсюда отправлялись первопроходцы для исследования уральских и сибирских территорий. Устюг – это родина великих исследователей Семена Дежнева и Ерофея Хабарова, чьи имена хорошо известны каждому школьнику.

В этих суровых северных местах искали уединения многие молитвенники. Строились святые обители, и местные монахи просвещали языческие племена. Уроженцем Великого Устюга был и святой Стефан – креститель пермских земель. До наших дней здесь сохранилось двадцать восемь храмов (к сожалению, в основном недействующих), а также уникальная застройка, которую теперь редко можно встретить в провинциальных городах России.

Первый на Русском Севере

Прогулку по Устюгу мы начнем с Михайло-Архангельского монастыря, который находится на пересечении улицы Павла Покровского и Октябрьского проспекта. Он был основан в 1212 году монахом Киприаном и стал первой христианской обителью на Русском Севере.

Для его возведения Киприан выбрал невысокий холм, расположенный среди заболоченной долины у семи небольших озер. От главных ворот монастыря начинались две важнейшие магистрали города: улица Архангельская и Спасская Гулыня, которые вели к Успенскому храму и торгу. В Средние века монастырь был одним из самых богатых на Руси.

В 1651 году все постройки сгорели, но сразу же были возведены новые, каменные храмы, сохранившиеся до наших дней. Правда, используются они не по назначению – территорию обители занимает автомобильный техникум.

Все здания находятся в довольно плачевном состоянии – в глаза бросаются разрушающиеся карнизы и давно не реставрированные фрески на порталах. Между тем здесь, под небольшой церковью Преполовения Пятидесятницы, покоятся праведные мощи преподобного Киприана.

Пройдя метров сто на юг, оказываемся в Комсомольском сквере, где когда-то находился Спасо-Преображенский монастырь. Сейчас от него остались лишь два храма посреди огромной поляны. Обе церкви – Преображенская и Сретенская, переданы городскому архиву.

У мощей Прокопия Устюжского

От бывшего Спасского монастыря по Красному переулку дойдем до набережной и повернем направо. Двести метров, и мы на месте. Здесь, на небольшом пятачке, расположено пять храмов. Три из них, Успенский, Иоанна Устюжского, Прокопия Праведного – действующие, а два, к сожалению, нет – Богоявления и Алексия, митрополита Московского. В церкви Прокопия Праведного покоятся мощи этого угодника Божия. И прежде чем приложиться к ним, не лишне будет вспомнить, чем прославил себя этот святой.

После смерти отца – богатого немецкого купца – Прокопий был вынужден покинуть Восточную Пруссию. Погрузив товары на корабль, он отправился в Великий Новгород. Здесь, пленившись местными церквями и красотой богослужения, «заморский гость» принял православие и раздал все имущество бедным. Некоторое время он был монахом Хутынского монастыря, а затем отправился в восточные земли.

Прокопий выбрал для себя один из самых трудных путей аскезы – юродство. Зимой без одежды он дошел до Устюга и стал жить на паперти Успенского храма. Спал, где придется: на сырой земле, на камнях, куче мусора. Питался подаянием. Но от богачей, наживших состояние неправедным путем, милостыню не принимал, как бы ни был голоден. Подавая пример величайшего смирения, он с легкостью переносил лишения и неустанно молился.

В беседе с благочестивыми людьми каждое слово блаженного было скрытым наставлением или предупреждением. В Устюге его другом и собеседником стал блаженный Киприан – основатель Михайло-Архангельской обители.

Прокопий прожил в юродстве шестьдесят лет и умер у ворот монастыря. День своей кончины он знал заранее. Это случилось 8 июня 1303 года. Похоронили блаженного на берегу Сухоны, под камнем, на котором он любил сидеть.

В 1547 году на Московском Соборе Прокопия причислили к лику святых. Это был первый случай прославления юродивого. В 1668 году на месте его погребения построили каменный храм, а мощи святого поместили в раку.

Заречная сторона

От соборного дворища открывается потрясающий вид на реку Сухону и противоположную сторону с Дымковской слободой и ее храмами. Туда и отправимся. Проще всего доехать до этого места на такси (цены в Устюге низкие, не в пример московским).

Здесь на высоком берегу стоят два великолепных храма, посвященных Димитрию Солунскому и Сергию Радонежскому. Снаружи, на алтарной стене Димитриевской церкви, сохранился пятиметровый образ Спаса Вседержителя. К Его ногам в молении припали святые: Прокопий Устюжский, Николай Чудотворец, Варлаам Хутынский, Иоанн Устюжский, Димитрий Солунский и Сергий Радонежский.

Раньше перед иконой горела ведерная лампада, которая служила еще и сигнальным огнем. Эта традиция зародилась в 1450 году, когда в городе княжил претендент на московский престол Дмитрий Шемяка. Он приказал своим солдатам следить за дорогой и при приближении войск великого князя Василия Темного зажигать лампаду.

Столица соли

Осмотрев в городе древние храмы и купеческие особняки, можно, пользуясь случаем, отправиться в древний Сольвычегодск – столицу империи Строгановых. Это чуть больше 100 км от Великого Устюга. История города такова. В 1515 году небогатый делец Аника Строганов построил на местных соляных источниках небольшой заводик. И дело пошло. Соляной завод стал первым кирпичиком в гигантской промышленной империи Строгановых.

Случилось это не без содействия Ивана Грозного, который поручил Строганову следить за северными торговыми путями. Кроме того, самодержец разрешил удачливому предпринимателю торговать пушниной и содержать собственное войско, а также дал ему монопольное право на производство соли – белого золота XVI века.

Строгановы были настолько богаты, что несколько поколений русских самодержцев одалживали у них деньги для казны. Именно Строгановы снарядили оружием и припасами казаков Ермака, да еще укрепили его войско «300 ратными людьми из своих владений», когда Ермак Тимофеевич отправился завоевывать Сибирь. Этот поход был в их интересах – Строгановы рассчитывали «повоевать» татар и обезопасить торговые реки.

Свою столицу Сольвычегодск Строгановы отстроили по первому разряду – роскошные дома, золотошвейные мастерские, величественные храмы. Но уже в XVIII веке город приходит в упадок. До начала прошлого века в нем было тринадцать церквей, а сейчас, к сожалению, осталось три. Об этих утратах напоминают информационные стенды с архивными фотографиями.

Будущий святой родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Воспитанный благочестивой матерью, он с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви. За один год Стефан (имя святого в миру неизвестно)
выучился читать Священные книги и стал помогать отцу на богослужениях. Еще в молодости он принял иночество в монастыре Григория Богослова в Ростове, который славился своей богатой библиотекой. Проявляя большие способности к учению, Стефан выучил греческий язык, чтобы читать святых отцов в оригинале. Но самое большое его желание было просвещать язычников. Взяв благословение у Коломенского епископа Германа, Стефан направился «в страну языческую – Пермь». Святитель говорил: «Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову». Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел для них Часослов, Псалтирь, избранные места из Евангелия и праздничные службы. Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему поклонялись, и строить святые храмы. Богослужения велись в них на зырянском языке. Святитель ходатайствовал за зырян в Москве, во время неурожая снабжал их хлебом. Плодом его трудов стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству.

Строгановское барокко

У самой пристани, на холме над Вычегдой, высится Благовещенский собор, возведенный в 1584 году. Когда-то он находился на территории обширной строгановской усадьбы. Сейчас в храме располагается краеведческий музей, где можно увидеть древний иконостас, которому более четырехсот лет, а также уникальные иконы, златотканые облачения, драгоценные оклады и утварь. Но больше всего поражают красно-белые росписи стен, сохранившиеся здесь с момента постройки. Можно подняться на колокольню собора и осмотреть окрестности.

Отсюда хорошо виден комплекс бывшего Введенского монастыря. Архимандрит этой обители Феодосий (Соболев) был расстрелян в 1918 году на одном из пустынных островов реки Вычегды. В 2005 году он был причислен к лику святых как преподобномученик. Сейчас на территории монастыря располагаются корпуса бальнеологического курорта. Но один храм, построенный в стиле строгановского барокко, является действующим. Здесь также сохранились оригинальный иконостас и росписи. Но для нас главное то, что мы можем приложиться к чтимой Донской иконе Божией Матери, а также к образу святых Зосимы и Савватия Соловецких.

В блокнот паломнику:

От Великого Устюга до Сольвычегодска надо ехать на автобусе до Котласа (автобусная станция находится на улице Володарская), а оттуда на автобусе или на такси до «старого» Сольвычегодска. Город находится на другом берегу реки Вычегды, которая не замерзает даже зимой, поэтому и паромная, и понтонная переправы работают круглый год.


Top