Музыкальный павильон на елагином острове. Елагин остров: все самое интересное. Павильон под флагом

Петр Аркадьевич жил на Елагином острове с семьей в летний период с 1907 по 1911 год по приглашению Николая II. Царской резиденцией остров в дельте Невы стал c 1816 года. Первые упоминания об острове в российских письменных источниках датируются первой половиной XVIII века, тогда его называли Мишиным островом. Мишин, возможно, был созвучен финскому названию Мистулансаари.

«Обживать» остров начали по инициативе Петра I. В XVIII веке остров часто менял владельцев, одним из них был князь Григорий Потемкин, который и продал остров Ивану Перфильевичу Елагину. В 1786 году на острове был построен дворец и разбит английский парк с прудами и каналами, тогда же закрепилось название Елагин остров. Парк на острове был впервые открыт для публичных посещений.

В 1817 году по указу императора Александра I Елагин остров был выкуплен в казну. Александр I пожелал создать на острове резиденцию для своей матери вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Была создана комиссия по перестройке дворца на острове, проект поручили зодчему Карлу Росси. Он полностью перестроил дом И.П. Елагина, оставив лишь прочные внешние стены, придав новому дворцу черты стиля ампир. Мощная ротонда в центре постройки с двух сторон была дополнена боковыми портиками с фронтонами и колоннами коринфского ордена. Западный фасад К. Росси украсил портиком с шестью колоннами.

В 1822 году дворец был готов, в начале лета с пристани напротив Зимнего дворца Александр I на пароходе впервые вывез свою мать со свитой в только что построенную загородную резиденцию. Росси встречал императорский пароход на Гранитной пристани острова и организовал торжественный показ своего творения, которое пришлось по вкусу Марии Федоровне. Кроме дворца, архитектор построил «Павильон под флагом» полукруглую ротонду в форме античного храма, кухонный павильон, украшенный нишами со статуями античных богов и музыкальный павильон. Для К. Росси этот проект стал настоящей победой и возвысил его до вершин мировой славы.

После смерти Марии Федоровны дворец служил летней резиденцией Романовых. Интерьеры дворца помнят гостей и хозяев Елагина острова, Мария Столыпина вспоминает: «Несмотря на свои большие размеры, Елагин дворец оказался очень уютным, и, не проведя в нем недели, мы стали себя чувствовать так, будто этот дом нам годами знаком и дорог. Внизу находится очень красивый овальный зал с хорами, гостиные, кабинет и приемная папы, а также две всегда запертые комнаты, в которых живал раньше Александр III. Наверху маленькая гостиная и все спальни, а еще домовая церковь и две комнаты для приезжих».

Дворец с XX века

Как и другие царские имения, после революции 1917 года дворец перешел в ведение Петроградского Совнаркома. До 1929 года во дворце размещался музей истории и быта, затем институт растениеводства. В 1932 году на острове организовали парк культуры и отдыха, который в 1934 году стал носить имя С.М. Кирова, поборника традиций русского дворянства. Во время войны, в начале 1942 года, во дворце начался пожар, в котором погибли уникальные интерьеры К. Росси. Реставрация комплекса велась с 1952 по 1960 год, после чего он служил домом отдыха советских граждан. К счастью, в 1987 году Елагину дворцу присвоили статус . На первом этаже были воссозданы ампирные интерьеры К. Росси.

Живописный остров Санкт-Петербурга, на территории которого расположен Центральный парк культуры и отдыха им. Кирова, - это идеальное место для неспешных прогулок на природе. Что посмотреть на Елагином острове - читайте в материале портала «ЗаграNица»

Елагин дворец

Один из императорских дворцов Северной столицы является главной достопримечательностью Елагина острова. Название он получил в честь своего первого владельца - Ивана Елагина. Кто построил дом в палладианском стиле - загадка, однако некоторые историки считают, что это был Дж. Кваренги. В начале XIX столетия Александр I выкупил целый остров для своей матери и поручил перестроить летний дворец К. Росси. Талантливый зодчий и придал постройке ее современный облик.


Фото: shutterstock 2

Музей художественного стекла

Уникальный Музей художественного стекла расположился в Оранжерейном корпусе елагиноостровского ансамбля. Большая часть коллекции - продукция Ленинградского стекольного завода. Она представлена самыми удивительными работами мастеров-стеклодувов 1940-1990-х годов. На сегодняшний день в современном выставочном пространстве музея находится более 700 художественных изделий из стекла и хрусталя. Есть здесь и магазин сувениров, работающий каждый день, кроме понедельника и вторника.


Фото: kudago.com
Фото: vazaspb.ru

Кухонный корпус

Кухонный корпус, стоящий неподалеку от дворца, получил свое название потому, что в свое время в нем находилась кухня. Восточный фасад полукруглого двухэтажного здания оформлен портиком с декоративными вазами в нишах, а на южном расположились четырнадцать скульптур античных богов и героев авторства С. Пименова. Шестиколонный портик дорического ордера с массивными воротами находится в центральной части фасада. Интересно, что все окна кухонного корпуса выходят во внутренний дворик, а сама постройка сделана так, чтобы лучи солнца никогда не касались помещения, в которых хранилась и готовилась еда. Сегодня здесь находятся фонды Елагиноостровского дворца-музея.


Фото: locusterra.ru 4

Конюшенный корпус

Двухэтажный конюшенный корпус подковообразного плана состоит из главного фасада с пропилеями, которые соединяют два симметричных флигеля. В прошлые времена здесь размещались флигель-адъютанты и свита императрицы. В здании также обитали конюшенные офицеры, камер-казаки и конюхи, хранилось сено и зерно, располагались стойла для лошадей и кареты. Несмотря на такое предназначение помещений, конюшенный корпус представляет собой уникальную красивую декорацию, сохранившуюся до наших дней. Здесь находятся выставочные залы Елагиноостровского дворца-музея.


Фото: fotokto.ru 5

Павильон под флагом

Небольшой павильон с флагштоком можно отыскать в живописной восточной части острова у гранитной пристани. Над его созданием также потрудился К. Росси, изменив планировку находящейся здесь парковой беседки, но сохранив при этом ее основной облик. Строение похоже на маленький античный храм и представляет собой прямоугольную постройку с открытой ротондой. Называется здание «павильон под флагом» из-за того, что над его куполом поднимался императорский флаг, когда царская семья удостаивала остров своим визитом.


Фото: panoramio.com 6

Музыкальный павильон

Музыкальный павильон расположился вдоль набережной реки Средняя Невка. Он представляет собой две симметричные комнаты и изящную открытую полуротонду с мраморной колоннадой. Здание музыкального павильона, построенное в 1824-1826 годах перестраивалось несколько раз, пока в ходе реконструкции 1980-х оно не было восстановлено в своем первоначальном виде. Прекрасный вид на Старый английский сад можно увидеть за павильоном.


Фото: vikni.livejournal.com

Масляный луг

Зеленый ковер Масляного луга использовался как площадка для всевозможных гуляний еще в XVIII веке. Во времена Елагина это место превратилось в партерный сад со множеством цветов. Архитекторы Карл Росси и Джозеф Буш - младший решили полностью изменить регулярную планировку и превратить территорию Масляного луга в просторное поле со свободными, плавными контурами.

В Санкт-Петербурге в среду после реставрации открылся "Павильон под флагом", расположенный в восточной части Елагина острова. Во время реставрации в подвале павильона был обнаружен подвал, в котором, предположительно, работал граф Калиостро.

В Санкт-Петербурге в среду вновь открылся "Павильон под флагом", расположенный в восточной части Елагина острова.

"Павильон под флагом" входит в дворцово-парковый ансамбль, который был возведен по проекту Карла Росси в 1812-1822 после распоряжения императора Александра I для его матери, императрицы Марии Федоровны, вдовы Павла I. Считается, что императрица Мария Федоровна приезжала на Елагин остров каждое лето, и к каждому ее визиту на павильоне поднимался российский флаг.

Кроме этого павильона на Елагином острове находятся и другие известные произведения Карла Росси - Большая оранжерея, Кухонный и Конюшенный корпуса Елагиноостровского дворца, Музыкальный павильон. Общая площадь, которую занримает нанешний Государственный Елагинский дворец-музей, равна 4511 кв. метров.

Здание не реставрировалось со времени его создания. Во время работ были обнаружены засыпанные подвальные помещения со сводчатыми потолками. Поговаривают, что помещение очень напоминает масонскую ложу. По некоторым высказанным версиям, подземелье является, ведущим к дворцу обер-гофмейстера императорского двора Ивана Перфильевича Елагина.

Ученые предполагают, что Росси возвел павильон на месте старого здания, построенного по распоряжению одного из владельцев острова, обер-гофмейстера Екатерины Второй Ивана Елагина. Считается, что Елагин был известным в России масоном, а остров, называемый ныне его именем, приобрел специальнодля занятий оккультными науками. Кстати, именно по приглашению Ивана Елагина Петербург посетил в свое время граф Калиостро.

Визит знаменитого графа подробно описан в книге Ивана Лукаша "Граф Калиостро на Елагином острове", которая, как считается, написана со слов родной сестры секретаря Елагина. Согласно этой истории, граф Калиостро ставил свои опыты в помещении, вокруг которого бушевали четыре стихии - воздух, вода, огонь и земля.

По одной из версий, которая косвенно подтверждается находками в подвале «Павильона под флагом», где были найдены керамические сосуды и латунный кастет, место «творчества» Калиостро – именно этот павильон. Над ним можно наблюдать восход солнца - это стихия огня. Здание построено в месте разлива Невы на Малую и Среднюю Невки - это стихия воды. Ну а земля и воздух - здесь всюду.

Между прочим одна из легенд гласит, что когда Калиостро покидал Россию, он сообщил о том, что где-то на острове зарыт клад и спрятаны рукописи Соломона, а также саркофаг Гомера.

Впрочем, теории пока остаются теориями и одновременно красивыми легендами. В то же время в отреставрированном павильоне планируется развернуть постоянную экспозицию, посвященную творчеству Карла Росси.

Парк на Елагином острове (Санкт-Петербург, Россия): подробное описание, адрес и фото. Возможности для спорта и отдыха, инфраструктура, кафе и рестораны в парке. Отзывы туристов.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Елагин остров - уникальный природно-охраняемый комплекс. Это самый северный остров в устье Невы, омываемый с севера Большой Невкой, с юга и юго-востока Средней Невкой, а на Западе узким мысом вдающийся в Финский залив. Некогда царская резиденция, Елагин остров с середины прошлого столетия перешел во владение государства и стал Центральным парком культуры и отдыха, с этого момента он открыл свои двери всем желающим.

На территории парка, в Елагиноостровском дворце, действует Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX вв., с постоянной экспозицией на первом и втором этажах, в которой демонстрируются предметы быта прошлых эпох.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

Адрес: Санкт-Петербург, о. Елагин.

Возникли вопрсы:

Кто и когда называл павильон "Миловидой"

Императорского флага не бывает, может быть императорский штандарт, но он поднимался только на кораблях и (в дворцовом варианте) над дворцом, где пребывал император. Павильон не относится к этим категориям. Хорошо известно, что над ним поднимался Андреевский флаг.

На восточной стрелке Елагина острова, где расходятся Большая и Средняя Невки, после реставрации открылся "Павильон под флагом" — одна из самых ранних работ Карла Росси.
Павильон у гранитной пристани со спуском к воде расположен в относительно мало известной части парка; главным фасадом он выходит прямо на Ушаковский мост. На ампирные постройки Росси это сооружение решительно не похоже: скорее, стиль, обозначенный Игорем Грабарем как "строгий классицизм". Такое русское палладианство: Кваренги, Старов, Камерон: прямоугольный объем и полукруглая колоннада. На стрелку выходит шестиколонная открытая полуротонда, под крышей которой удивительно звонкое эхо. Фасад, выходящий в парк обрамлен восьмью дорическими колоннадами.
В Павильоне — тамбур и симметричные ему две небольшие комнаты. Ансамбль Елагина Дворца возводился Росси в 1818-1822 годах для вдовствовавшей (после смерти Павла I) императрицы Марии Федоровны. Порфироносной вдове к этому времени — уже немолодой шестидесятилетней женщине — неохота было тащиться в свои главные загородные резиденции — Павловск и Гатчину. Зимы она проводила в Аничковом дворце, а летом отправлялась в Елагин. "Павильон под флагом" был собственно зданием пристани, на острова обычно добирались по воде. Андреевский флаг на крыше поднимали как раз тогда, когда Мария Федоровна перебиралась на Елагин остров. Здесь можно было закусить с придворными и семейством, тут императрица в ненастные дни рисовала, вышивала, резала по кости. После смерти Марии Федоровны на острове живал Николай I, а во второй половине XIX века он оставался запасной резиденцией, тут гостили великие князья, останавливались венценосные гости Романовых. С 1906 года Елагин дворец стал резиденцией премьер-министров: так что восстановленный павильон помнит Сергея Витте, Петра Столыпина, Ивана Горемыкина.
Самая большая загадка "Павильона под флагом" — обнаруженное в ходе реставрации прекрасно сохранившееся подвальное помещение XYIII века. Оно появилось еще при Иване Елагине, владевшим островом с 1770-х по 1807 год. Видимо, уже при нем на этом месте существовало некое строение, которое Росси перестроил. Между тем, Иван Порфирьевич Елагин — любимец Екатерины II, государственный деятель, театрал, писатель, собиратель древнерусской литературы был и главой русского масонства. Он создал целую систему так называемых елагинских лож. Они были знамениты своей открытостью, заседания в них сопровождались музицированием. Когда в 1790-е масоны подверглись репрессиям, Елагин и его товарищи продолжали спокойно собираться.
В СМИ появилась версия: подвал — не что иное, как помещение, где собиралась под руководством Ивана Елагина масонская ложа. А подземелье тайными ходами соединено было с Елагиным дворцом и Каменным островом. Это, конечно, чушь. Во-первых, высота подвала — примерно полтора метра — не дает возможности находиться здесь свободно человеку даже среднего роста. Во-вторых, масоны не были похожи на приятелей гайдаровского Тимура, команда которого собиралась, как известно, на специально оборудованном чердаке. Масоны заседали в дворцовых гостиных, а не в подземельях из готических романов. Никаких подземных ходов реставраторы не нашли. Впрочем, назначение подвала и вправду не ясно (кладовая? винный погреб? камера пыток?). Восстановленный на английские деньги россиевский павильон таинственен и сам по себе, без масонов.
ЛЕВ ЛУРЬЕ Под флагом откопали подвал// Газета "Коммерсантъ С-Петербург", №120 (2489), 12.07.2002


Top